Top.Mail.Ru

Электронным трудовым книжкам быть!

4 июля 2019 года на заседании Правительство РФ одобрило 3 законопроекта о внесении изменений:

  • в Трудовой кодекс РФ (о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде);
  • Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • КоАП РФ для установления ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Вступительное слово на заседании Правительства РФ 4 июля 2019 года
Дмитрий Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации

«… мы хотим, чтобы этот переход был плавным. Он касается около 60 миллионов работников, приблизительно 8,5 миллиона хозяйствующих субъектов. Именно поэтому остается возможность ведения трудовых книжек на бумаге, если сотрудник подаст такое заявление. Но в любом случае, как только он начинает свою трудовую деятельность, книжка будет сразу оформляться в электронном виде.

Преимущества тоже очевидны, включая снижение издержек работодателей, которые связаны с ведением и хранением бумажных трудовых книжек. Тут экономию по-разному считают, но в любом случае это сотни миллионов рублей. Не говоря уже о том, что само по себе существование трудовой книжки в бумаге может создать проблемы для самого владельца. Поскольку, если книжка утрачена, нужно создавать ее копию, получать информацию из всех источников. Это неудобно, и восстановление таких документов подчас занимает многие месяцы. А в электронном виде, естественно, все это должно резервироваться и сохраняться…»1.

Предлагается с 1 января 2020 года ввести для работодателей обязанность представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности своих работников. Для этого индивидуальный лицевой счет будет дополнен разделом «Сведения о трудовой деятельности» с данными:

  • о месте работы;
  • выполняемой работе и ее периодах (сведения о приеме на работу, наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием (при наличии) квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации));
  • переводах на другую работу;
  • увольнении и основаниях прекращения трудового договора;
  • о документах, являющихся основаниями для оформления трудовых отношений.

Сведения о трудовой деятельности будут представляться работодателями начиная с 1 января 2020 года ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Начиная с 1 января 2021 года такие сведения в случаях приема на работу или увольнения должны представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа.

А за непредставление в установленный срок либо за представление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работодатель будет нести административную ответственность как за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ. Причем о фактах нарушений ПФР будет извещать Роструд в электронной форме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Если же такие нарушения станут повторными (совершены 2 и более раз в течение года), то должностные лица работодателя будут привлекаться к административной ответственности в виде предупреждения.

Еще предусматривается обязанность работодателя возмещать работнику не полученный им заработок в случае задержки выдачи ему при увольнении сведений о трудовой деятельности, внесения в них неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения.

Сведения в электронном виде станут основной информацией о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работник сможет получать сведения о своей трудовой деятельности как на бумажном носителе, так и в электронной форме:

  • у работодателя по последнему месту работы,
  • в ПФР,
  • в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг,
  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Трудовые книжки на бумажном носителе с 1 января 2021 года работодатель будет вести только для тех работников, которые подадут об этом письменное заявление до конца 2020 года. Работникам, не подавшим письменное заявление, трудовые книжки будут выдаваться на руки (работодатель освобождается от ответственности за их хранение), сведения об их трудовой деятельности будут вестись в электронном виде. Для лиц, впервые поступающих на работу, все сведения будут вестись в электронном виде, и трудовая книжка им оформляться не будет.

Разработчики данного пакета изменений законодательства считают, что он позволит предоставить работникам и работодателям удобный и быстрый доступ к информации о трудовой деятельности, обеспечит дополнительные возможности трудоустройства для дистанционных работников, сохранность персональных данных в информационной системе ПФР, снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение трудовых книжек в бумажном виде.

В 2020 году система будет отлаживаться. А полноценный переход на учет сведений о трудовой деятельности в электронном виде планируется с начала 2021 года. При этом не надо будет создавать никаких новых ресурсов, потому что это все ложится на систему персонифицированного учета, в которой просто появляются дополнительные опции.

На брифинге по завершении заседания Максим Топилин высказался и о следующем шаге – переходе на полноценный электронный кадровый документооборот:

Заявление на брифинге по завершении заседания Правительства РФ 4 июля 2019 года
Максим Топилин, министр труда и социальной защиты Российской Федерации

«Что касается электронного документооборота, это несколько другая тема. Это наш следующий проект, по которому мы сейчас завершаем согласования… с рядом министерств и ведомств по отдельным позициям. Это… касается эксперимента уже по всему электронному кадровому делопроизводству внутри предприятия, по всем документам внутри предприятия. Я думаю, что к сентябрю мы будем готовы выйти в Правительство – если останутся разногласия, то с какими-то разногласиями. Мы исходим из того, что с 2020 года нам надо запускать и этот эксперимент… Там потребуются дополнительные деньги. И здесь у нас пока есть разночтения с Министерством финансов…»2

Сноски 2

  1. http://government.ru/news/37257/ Вернуться назад
  2. http://government.ru/news/37257/ Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Анонимный гость
18.08.2019, 23:54

Интересная статья! Спасибо. Остается только открытым следующие вопросы: 1) Если заявление на ведение трудовой книжки в бумажном виде написал до 01.01.2020 года, а 24.12.2019 уволился - остается ли возможность распространить данное заявление на нового работодателя? 2) Если есть возможность сохранить ведение в бумажном виде, значить журналы хранения и выдачи также должны будут вестись в обычном порядке?

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?