Top.Mail.Ru

Сколько и как хранить документы об общем собрании акционеров в АО и участников в ООО?

Вопрос
Как и сколько хранить документы по подготовке и проведению общего собрания акционеров в акционерном обществе? Есть ли разница между годовым и внеочередным собраниями? Как и сколько хранятся аналогичные документы в ООО?
Отвечает

Общее собрание акционеров АО и общее собрание участников ООО являются высшими органами управления в организациях соответствующей организационно-правовой формы. Независимо от срока созыва (очередное годовое или внеочередное) общее собрание акционеров (или участников общества, учредителей в ООО) принимает решения по самым важным вопросам деятельности общества, включая вопросы создания и ликвидации. Статус высшего органа и значимость принимаемых им решений определяют ценность таких протоколов в АО и ООО, которая выражается в постоянном сроке их хранения.

Статьи, закрепляющие нормативные сроки хранения протоколов и документов к ним, т.е. документов, возникших в процессе подготовки к проведению общего собрания, содержатся в разделе 1 «Организация системы управления» Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 (статьи 18 и), 89, 148–152, 161–165 и др.). Причем ст. 18 и) при закреплении постоянного срока хранения протоколов не делает различий между общими собраниями акционеров и пайщиков / участников общества.

Рекомендуем также обратить внимание на постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ; в настоящее время – ФСФР в структуре подведомственных органов Банка России, который получил функции мегарегулятора финансового рынка) от 16.07.2003 № 03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ» (далее – Положение ФКЦБ). Данный документ продолжает действовать, несмотря на то, что в нем даются прямые ссылки на нормативные сроки хранения, установленные предыдущим перечнем типовых управленческих документов со сроками хранения 2000 года. Нормативный и в основном постоянный срок хранения самых значимых документов акционерных обществ остается в настоящее время неизменным.

Состав документов, связанных с проведением общего собрания акционеров, частично упоминается в ст. 89 Федерального закона от 07.08.2001 № 120-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, акционерное общество по месту нахождения его исполнительного органа должно хранить:

  • годовые отчеты и документы бухгалтерской отчетности, рассмотрение и утверждение которых является основными вопросами повестки дня общего собрания акционеров;
  • отчет / заключение ревизионной комиссии, внешнего аудитора;
  • собственно протокол общего собрания;
  • списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
  • списки лиц, имеющих право на получение дивидендов;
  • бюллетени голосования;
  • доверенности (их копии) на участие в общем собрании акционеров (в открытых АО ведутся и журналы регистрации доверенностей).

Уже утвержденные внутренние нормативные документы общества и их проекты также относятся к документам общего собрания.

Положение ФКЦБ предусматривает, что организация хранения документов общества (сформированных в дела в соответствии с номенклатурой дел) обеспечивается единоличным исполнительным органом. На практике решение конкретных задач организации хранения, как и ведение специального «корпоративного делопроизводства», делегируются корпоративному секретарю.

Правила хранения документов общего собрания конкретизируются лишь по отношению к бюллетеням. Так, п. 3.7 Положения ФКЦБ устанавливает, что «бюллетени для голосования, включая... признанные недействительными, должны быть опечатаны счетной комиссией и сданы в архив общества на хранение после составления протокола счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании. Хранение опечатанных бюллетеней для голосования должно осуществляться обществом в специальном запирающемся опечатываемом ящике или специальном шкафе с запирающимися ячейками. По каждому факту вскрытия находящихся на хранении опечатанных бюллетеней для голосования лицом (лицами), уполномоченным обществом на такое вскрытие, должен быть составлен соответствующий акт».

В связи с подготовкой и проведением общего собрания целесообразно формировать совокупность взаимосвязанных документов, т.е. функциональный документный комплекс. Он начинается с копии решения Совета директоров о дате и времени проведения общего собрания, утвержденной повестки дня (копия или оригинал), информации о существенном событии (копия утвержденного Советом директоров документа, предназначенного для публикации в СМИ) и т.п. Такой комплекс документов может состоять из нескольких томов, сформированных по принципу досье. Т.е. все документы о подготовке и проведении общего собрания акционеров, которые могут служить доказательством, формируются вместе, а общий срок хранения досье устанавливается по наибольшему («старшему») сроку хранения наиболее значимых документов, например, протокола собрания и протоколов счетной комиссии – постоянно.

Протокол общего собрания и документы к нему, сформированные по принципу досье, могут состоять из нескольких томов, иметь общий заголовок дела-досье и конкретные подзаголовки каждого тома.

Пример 1. Разбивка дела-досье по общему собранию акционеров на тома

На всех томах дела оформляется общий заголовок «Годовое общее собрание акционеров за 2013 год», а на каждом томе – индивидуальный подзаголовок:

  • Том 1. Документы о подготовке общего собрания (утвержденная повестка дня, выписка из реестра, списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании и др.);
  • Том 2. Протокол общего собрания акционеров за 2013 год и документы к нему (годовой отчет, заключение аудитора, отчет службы внутреннего контроля и др.);
  • Том 3. Протоколы счетной комиссии и бюллетени для голосования.

К каждому тому дела-досье должна быть сразу оформлена внутренняя опись документов дела.

Несмотря на п. 3.7 Положения ФКЦБ, на практике также встречается способ хранения бюллетеней для голосования по каждому пункту повестки дня отдельно – в прошитых вместе с бюллетенями, заверенных председателем и секретарем счетной комиссии и опечатанных конвертах, которые вкладываются в пустой конверт, вшиваемый в дело / том с протоколами счетной комиссии и зафиксированный во внутренней описи документов дела.

Обращаем внимание, что АО или ООО должны иметь Положение об общем собрании и Регламент проведения общего собрания, а также положение / регламент выдачи документов общества для предъявления акционерам / участникам общества, что является одним из показателей качества управления. Все вопросы документирования работы собрания, ответственность за оформление, хранение и обеспечение сохранности документов по проведению общих собраний должны быть конкретно отражены в данных локальных нормативных актах.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Как в дочернем обществе ввести в действие ЛНА головной организации

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Как писать адрес в реквизите "адресат"?

В ГОСТе Р 7.0.97–2016 нет примера расположения почтового адреса в реквизите «Адресат» при направлении письма в организацию. Указывается только, что в состав реквизита может входить почтовый адрес. Где конкретно он располагается, устанавливает организация-автор документа? Какая схема правильная: — название организации – должность и Ф.И.О. адресата – почтовый адрес или — название организации – ее почтовый адрес – ниже должность и Ф.И.О. лица, которому адресовано письмо?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?