• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» март 2015

Вправе ли налоговый орган требовать предоставление организацией документов по контрагенту, в отношении которого проводится выездная проверка, если эти документы ранее предоставлялись при проведении камеральной проверки контрагента?

  • 0 комментариев
  • 7732 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
У контрагента организации в 2012 г. проводилась камеральная проверка. В налоговый орган в 2012 году в рамках «встречной проверки» были представлены документы. В 2013 г. у того же контрагента проводилась выездная налоговая проверка. В настоящий момент тот же налоговый орган в отношении того же контрагента требует повторного представления тех же документов. Правомерно ли требование налогового органа?

Требование налогового органа правомерно. Во-первых, отметим, что понятие «встречная проверка» упоминалось до 2007 г. в абз. 2 ст. 87 НК РФ, но многие налогоплательщики продолжают использовать этот привычный термин до настоящего времени, хотя на смену одному абзацу ст. 87 НК РФ пришла целая ст. 93.1 НК РФ. Во-вторых, добавим, что камеральная проверка и выездная налоговая проверка – это два вида разных проверок. Камеральные проводятся по налоговым декларациям (расчетам) и другим документам, как представленным налогоплательщиком, так и имеющимся у налоговиков. Такие проверки призваны свое­временно выявить ошибки в отчетности и дать возможность ­налоговикам ­оперативно отреагировать на обнаруженные нарушения.

Выездные проверки ориентированы на выявление нарушений, которые не всегда можно обнаружить в рамках «камералки». Правомерность проведения налоговиками выездной проверки после камеральной не только у юридических, но даже у физических лиц подтвердил ­Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 № 441-О-О.

На основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налоговой инспекции, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика ­сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Налоговый орган, осуществляющий проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В течение пяти дней со дня получения поручения инспекция по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет ему требование об их представлении. К данному требованию прилагается копия поручения об истребовани. Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

На основании п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не ­располагает истребуемыми документами (информацией).

В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены ­вследствие непреодолимой силы.

Как видим, из буквального прочтения процитированного п. 5 ст. 93 НК РФ следует, что установленный им запрет на повторное истребование документов касается только документов, которые ранее были представлены налогоплательщиком в налоговые органы при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, и не распространяется на случаи, когда истребуемые документы представлялись ранее в налоговый орган вне рамок проведения камеральных или выездных налоговых проверок, в частности, по требованию, направленному контрагенту или иному лицу, располагающему документами о ­деятельности ­проверяемого налогоплательщика, на основании ст. 93.1 НК РФ.

Таким образом, в случае повторного истребования документов в рамках так называемой «встречной проверки» налогоплательщик обязан исполнить требование налогового органа, в противном случае он может быть привлечен к соответствующим мерам налоговой ответственности.

В подтверждение данного вывода можно сослаться на арбитражную практику.

Судебная практика
СвернутьПоказать

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2012 по делу № А05-4408/2011 судьи не поддержали предпринимателя, пытавшегося оспорить процедурные нарушения, допущенные налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, в частности, повторное истребование журнала кассира-операциониста, представленного ранее в налоговый орган при снятии ККМ с учета. Судьи пришли к выводу, что ИНФС не вправе истребовать только документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых ­проверок данного проверяемого лица, а не при снятии ККМ с учета.

Вместе с тем абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ установлено, что истребуемые налоговым органом документы представляются лицом, получившим требование о представлении документов (информации), с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ.

На основании данной нормы некоторые эксперты делают вывод, что ограничение, установленное п. 5 ст. 93 НК РФ, применимо и к ст. 93.1 НК РФ. В подтверждение такой точки зрения обычно ­приводится письмо ­Минфина России от 26.08.2013 № 03-02-07/1/35025.

Однако, на наш взгляд, указанное письмо о позиции Минфина России в пользу налогоплательщика явно не свидетельствует. В данном ­письме специалистам финансового ведомства был задан вопрос: «Время от времени Общество получает требования о предоставлении документов, выставленных на основании поручений налоговых органов, проводящих мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов Общества (встречные проверки). Вправе ли Общество не предоставлять документы в ответ на такое требование, если они были предоставлены Обществом ранее в рамках иного мероприятия налогового контроля, проведенного тем же налоговым органом?»

Минфин России начал ответ на данный вопрос с фразы о том, что ему не ясно, в рамках какого мероприятия налогового контроля налоговыми органами ранее были истребованы у организации документы. Далее идут цитаты упомянутых нами выше абз. 3 п. 5 ст. 93.1 и п. 5 ст. 93 НК РФ. А затем делается вывод: «Полагаем, что указанное ограничение на повторное истребование налоговым органом документов у организации применимо и в случае истребования в соответствии со статьей 93.1 Кодекса ­документов в отношении контрагентов организации».

Таким образом, мы видим, что с учетом сделанной Минфином России оговорки о том, что ему не понятно, в рамках каких мероприятий были ранее затребованы документы, рассматриваемое письмо, по сути, подтверждает только тот факт, что повторно, в том числе согласно ст. 93.1 НК РФ, нельзя запрашивать документы в том случае, если у налогоплательщика они уже были запрошены ранее в рамках проводимых в отношении него мероприятий налогового контроля (встречной или выездной проверки). Выводов о том, что такое ограничение существует и в случае первоначального представления документов в рамках ­«встречной» ­проверки, указанное письмо не содержит.

Кроме того, некоторые налогоплательщики оперируют к постановлению Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11, в решении по рассматриваемому вопросу 1 которого судьи указали, что налогоплательщики и иные лица, у которых истребуются документы и информация по ст. 93 и 93.1 НК РФ, вправе оценивать законность полученного от налоговых органов требования о представлении документов на предмет относимости к проводимым мероприятиям налогового контроля и отказывать в их представлении в порядке подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ в случае явной и безусловной неотносимости документов.

Вопрос относимости документов рассматривался в вопросе 2 указанного решения. При этом отметим, что в отношении второго вопроса Президиум ВАС РФ не указывал в постановлении, что налоговые органы не вправе запрашивать у иных лиц, не имеющих непосредственно с проверяемым налогоплательщиком прямых хозяйственных взаимо­отношений (контрагентов первого контрагента проверяемого налогоплательщика) документы и информацию по сделкам между ними и другими лицами, относящиеся через цепочку контрагентов к хозяйственным операциям налогоплательщика. Данный вывод впоследствии подтвердили также судьи Девятого арбитражного суда в постановлении от 04.06.2014 № ­09АП-17346/14 по делу № А40-172004/13.

Итак, мы полагаем, что в рассматриваемом случае требования налогового органа правомерны. Однако если с нашей позицией налогоплательщик не согласен и придерживается противоположного мнения, то с ­целью ­обеспечения своих прав он может поступить следующим ­образом:

  • в ответ на требование о представлении документов отправить налоговому органу письменное пояснение о том, что ранее эти истребуемые документы уже были представлены им в 2012 г. К таким документам необходимо приложить копии ранее направленного требования и описи предоставленных по нему документов. Также можно приложить рассмотренное нами письмо Минфина России от 26.08.2013 № ­03-02-07/1/35025 (возможно, инспектор будет трактовать выводы, сделанные в данном письме, иначе);
  • в случае несогласия налогового органа с позицией налогоплательщика он также может обратиться в вышестоящий налоговый орган с аналогичным комплектом документов и с просьбой дать заключение о соответствии полученного требования о представлении истребованных ранее документов нормам НК РФ либо обжаловать действия ­налогового органа в судебном порядке.

Если организация рассматривает возможность отказа от повторного представления документов, ей следует проанализировать возможные риски, так как на основании п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ­ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Обращаем внимание, что п. 6 ст. 93.1 НК РФ не содержит запрета на привлечение лица к ответственности одновременно по каждой из ­указанных статей.

Кроме того, должностные лица организации за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.