• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» апрель 2015

Вправе ли работодатель в лице своих представителей в КТС отказать в рассмотрении заявления работника, если хочет рассматривать данный спор в суде?

  • 0 комментариев
  • 1604 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
На предприятии действует комиссия по трудовым спорам (КТС). От работника поступило заявление о восстановлении его нарушенных (как он считает) трудовых прав. Данное заявление работодатель не хотел бы рассматривать в КТС, готов на рассмотрение данного спора в судебном порядке. Может ли работодатель в лице своих представителей в КТС отказать в рассмотрении заявления ­работника КТС или же это безусловная обязанность при поступлении любого заявления?

Рассмотрение комиссией по трудовым спорам заявления работника является обязательным.

Подробнее о КТС читайте в статье «Что работодателю необходимо знать о трудовых спорах»

Согласно статье 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Таким органом, в соответствии со статьей 382 ТК РФ, может быть суд или комиссия по ­трудовым спорам.

См. статью «Составляем Положение о комиссии по ­трудовым спорам»

В силу ст. 385 ТК РФ КТС рассматривает споры, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Обратиться в комиссию работник может в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его ­восстановить и разрешить спор по существу (ст. 386 ТК РФ).

Рассмотрение спора такой комиссией является досудебным вариантом урегулирования спора. При этом, исходя из анализа ч. 1 ст. 391 ТК РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации», применение внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС не является обязательным, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 387 ТК РФ заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в установленный срок, то согласно ч. 1 ст. 390 ТК РФ работник имеет право перенести его ­рассмотрение в суд.

Следуя буквальному толкованию приведенных норм, КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор при поступлении соответствующего заявления, возможности отказа от рассмотрения указанного заявления закон не предусматривает. При этом предоставление работнику альтернативы в выборе органа, разрешающего индивидуальный трудовой спор, а также возможности перенести его разрешение в суд при нерассмотрении спора КТС в 10-дневный срок само по себе право работника на рассмотрение спора в КТС не исключает и не может быть истолковано как санкционирование возможности отказа в рассмотрении его заявления.

Сказанное подтверждается и судебной практикой (апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 25.07.2013 по делу № 33-8769/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 07.08.2014 по делу № 33-10709/2014).

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 387 ТК РФ комиссия имеет право вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, однако это право обусловлено именно вторичной неявкой работника или его представителя без уважительных причин на заседание КТС, а не волеизъявлением ­комиссии.

Таким образом, рассмотрение КТС заявления работника является обязательным.

К сведению
СвернутьПоказать

Учитывая положения перечисленных норм, полагаем, что если рассмотрение спора не отнесено к компетенции комиссии по трудовым спорам, то при поступлении в комиссию соответствующего заявления оно также должно быть зарегистрировано, однако в удовлетворении требований работнику должно быть отказано, поскольку рассматривать эту категорию споров комиссия не вправе.

При пропуске работником срока обращения в КТС без уважительных причин комиссия выносит решение об отказе в удовлетворении требований работника на основании пропуска срока обращения в КТС.

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.