• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» апрель 2016

Может ли кассовый чек, оформленный на украинском языке в Крыму, подтвердить расходы на приобретение ГСМ для целей налогообложения прибыли? Является ли он основанием для принятия к вычету суммы НДС?

  • 0 комментариев
  • 947 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
Служебный автомобиль был заправлен на территории Республики Крым в декабре 2015 года. Кассовый чек оформлен на украинском языке, НДС указан отдельной строкой. Может ли кассовый чек подтвердить расходы на приобретение ГСМ для целей налогообложения прибыли? Является ли он основанием для ­принятия к вычету суммы НДС?

Кассовый чек, оформленный на украинском языке, может подтвердить расходы на приобретение ГСМ для целей налогообложения прибыли, а также являться основанием для принятия к вычету суммы НДС, указанной в нем отдельной строкой. При этом данный чек целесообразно перевести на русский язык. Перевод могут сделать, в частности, ­сотрудники организации.

Одним из документов, подтверждающих расходы организации на приобретение ГСМ за наличный расчет, является чек контрольно-кассовой техники (ККТ) (письма Минфина России от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77, от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1).

На основании кассового чека, в котором НДС выделен отдельной строкой, организация может принять НДС к вычету. При этом вычет НДС без наличия счетов-фактур может привести к налоговым спорам.

В рассматриваемой ситуации в декабре 2015 года водитель заправил служебный автомобиль на АЗС, находящейся на территории Республики Крым.

Частью 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 6-ФКЗ) установлено, что Республика Крым считается принятой в РФ с даты подписания Договора между РФ и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Напомним, что указанный ­договор подписан 18.03.2014.

При этом пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (ч. 1 ст. 3 Закона № 6-ФКЗ).

Таким образом, с 18.03.2014 территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя являются территорией РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) ККТ, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях ­продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статьей 7.1 Закона № 54-ФЗ установлено, что названный закон действует на территории Республики Крым и на территории города ­федерального значения Севастополя с 01.01.2016.

В соответствии с Порядком регистрации и применения контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций) и регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций), на территории Республики Крым (утвержден постановлением Государственного Совета Республики Крым от 28.05.2014 № 2183-6/14), до 01.01.2016 возможно применение модели контрольно-кассовой техники, включенной в том числе в Государственный реестр регистраторов расчетных операций Украины по состоянию на 21.02.2014 в модификации, обеспечивающей печать кассовых чеков в случае отключения от эквайринга. Аналогичный порядок предусмотрен и на территории города ­федерального значения Севастополя (Закон г. Севастополя от 28.05.2014 № 12-ЗС).

Таким образом, АЗС, реализующая ГСМ на территории Республики Крым или г. Севастополя, до 2016 года могла использовать ККТ, ­отпечатывающую кассовые чеки на украинском языке.

На основании ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.

При этом республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются ­наряду с государственным языком РФ (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

Согласно ст. 10 Конституции Республики Крым государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки (смотрите также ч. 4 ст. 2 Закона № 6-ФКЗ).

В Уставе города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС не указано, какие языки на территории данного субъекта РФ являются государственными. Соответственно, государственным языком в г. Севастополь является русский (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ).

Согласно ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» на территории РФ официальное делопроизводство в организациях ведется на русском языке как государственном языке РФ. Официальное делопроизводство в республиках ведется также на государственных языках данных республик. Порядок использования языков в официальном делопроизводстве определяется ­законодательством Российской Федерации и республик.

Каких-либо законодательных актов об использовании государственных языков для ведения делопроизводства в Республике Крым нам найти не удалось. В связи с этим полагаем, что делопроизводство на территории данного субъекта РФ может вестись на всех трех его государственных языках.

В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в ­соответствии с договором).

Как указывает финансовое ведомство, для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № ­402-ФЗ) и имеющие обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9). При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 19.01.2015 № 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 № ­03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 № 03-03-06/1/5002).

В Законе № 402-ФЗ не говорится о том, что первичные документы должны быть оформлены на русском языке.

При этом в соответствии с п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н), документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык (см. также письма Минфина России от 01.10.2013 № ­03-07-15/40623, от 10.04.2013 № 03-07-11/11867, от 26.06.2012 № ­03-08-13, ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18593@).

Каких-либо исключений для документов, оформленных в Республике Крым на украинском языке, Положение № 34н не содержит.

В связи с этим считаем целесообразным в рассматриваемой ситуации произвести перевод на русский язык реквизитов имеющегося кассового чека. Действующим законодательством РФ не регламентируется порядок перевода первичных учетных документов с иностранного на русский язык, поэтому такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации (письма Минфина России от 20.04.2012 № 03-03-06/1/202, от 24.03.2010 № ­03-03-07/6, от 22.03.2010 № 03-03-06/1/168, от 03.11.2009 № ­03-03-06/1/725, от 14.09.2009 № ­03-03-05/170, от 20.03.2006 № 03-02-07/1-66).

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.