Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: само по себе
размещение на сайте производителя указанной в вопросе информации
не является нарушением и не требует получения согласия
правообладателей.
Обоснование вывода
Согласно ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть
на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц
или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право,
удостоверяемое свидетельством на товарный знак. То есть основная
функция товарного знака – это способность отличать товары юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей от однородных товаров
и услуг других юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак
(правообладателю), принадлежит исключительное право на товарный знак
(п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1484 ГК РФ). Любые
из перечисленных в п. 2 ст. 1484 ГК РФ способов
использования правообладателем товарного знака (в том числе путем
размещения Интернете), как и иные способы (ст. 1229 ГК РФ),
предполагают его использование именно для индивидуализации товаров, работ
или услуг.
В силу ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему
усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата
интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие
запрета не считается согласием (разрешением). Использование
охраняемого в РФ товарного знака без разрешения его правообладателя
запрещено (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). Такой запрет обусловлен
именно угрозой смешения производителей однородных товаров, работ, услуг
для потребителей.
Если обозначение, являющееся товарным знаком, используется исключительно
для информирования посетителей интернет-сайта о том, что обладатель
данного товарного знака является партнером организации –
администратора сайта (то есть не служит для обозначения
(рекламы) аналогичного товара, производимого этой организацией), такое
использование, очевидно, не является использованием средства
индивидуализации в смысле ст. 1229 и 1484 ГК РФ,
а значит, не может рассматриваться как нарушение прав обладателя
товарного знака и не требует получения его согласия.
Аналогичным образом решается вопрос о размещении
на интернет-сайте фирменного наименования покупателя или
организации-партнера, реализующей товар, производимый владельцем сайта.
Фирменное наименование, как и товарный знак, является средством
индивидуализации. Если товарный знак предназначен для индивидуализации
товаров юридических лиц, то фирменное наименование используется для
индивидуализации самого юридического лица (ст. 1474 ГК РФ).
Размещение на интернет-сайте информации о том, что организация
с определенным фирменным наименованием является партнером
организации – администратора сайта, не является использованием
фирменного наименования. Нарушением исключительного права
на использование фирменного наименования юридического лица будет
являться использование в целях собственной индивидуализации
наименования, тождественного фирменному наименованию данного юридического
лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные
юридические лица осуществляют аналогичную деятельность (п. 3
ст. 1474 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации такие
обстоятельства отсутствуют.
Правоприменительной практики, где бы рассматривалась аналогичная
ситуация, мы не обнаружили.