Top.Mail.Ru

В Акт об уничтожении документов примечание к сроку хранения из Перечня переносить?

Вопрос
Подскажите, пожалуйста, в каком нормативном правовом акте есть указание о том, что в графе «Примечания» Акта о выделении к уничтожению документов не пишутся уточняющие сроки хранения из примечания Перечней? Например, к статье 277 Перечня 2019 года1 к сроку хранения 5 лет есть примечание (1): «При условии проведения проверки; при возникновении споров, разногласий сохраняются до принятия решения по делу». В Правилах организации хранения 2015 года в пункте 4.11 есть только указание об отметке ЭПК (ЭК), которая в акте не приводится.
Отвечает

Этот нормативный правовой акт вы назвали сами – Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526)2. Если читать Правила 2015 г. аналитически, то ответ на Ваш вопрос мы найдем – будем отталкиваться от правил проведения экспертизы ценности, с каждым ее этапом сроки хранения документов определяются все более конкретно. А прямого ответа на Ваш вопрос про «Примечание» из Перечня ни в каком нормативном правовом акте или методическом документе, действительно, нет.

Первый этап экспертизы ценности документов осуществляется в процессе разработки номенклатуры дел, когда в первый раз документам и делам, которые еще только должны возникнуть в следующем календарном году, присваиваются сроки хранения. На этом этапе в номенклатуру дел, например, на 2020 год вносятся конкретные заголовки дел так, как это показано в Примере 1.

Пример 1. Фрагмент номенклатуры дел на 2020 год (до окончания 2020 г. графа «Кол-во дел» не заполняется)

Сроки хранения, установленные вступившим в силу Перечнем 2019 г., обязательны для исполненных в 2020 году документов, которые потом еще несколько лет будут находиться на текущем оперативном хранении в бухгалтерии. За этот период бухгалтерия сдаст все необходимые виды отчетности, пройдет все проверки (прежде всего, в рамках налогового контроля).

И в 2026 году3 эти документы будут проходить экспертизу ценности на втором ее этапе, когда на основании номенклатуры дел на 2020 год будут проверяться состав дел и их обложки, а также составляться (п. 4.10, 4.11, 4.16, 4.32 Правил 2015 г.):

  • описи дел для передачи на архивное хранение и
  • акт о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения.

Это должно делаться силами бухгалтерии под методическим руководством архива (или службы ДОУ). Ответственный за делопроизводство в бухгалтерии, оформляя описи и акт, переносит в них сроки хранения из соответствующей графы номенклатуры дел (а не из графы «примечание» типового перечня) – см. Примеры 1 и 2. При этом он уже точно должен знать, что все проверки в отношении этих документов состоялись, что при необходимости данные дела представлялись для доказательства совершения хозяйственных операций, что споров по ним нет. Поэтому текст из графы «Примечания» номенклатуры дел в одноименную графу акта о выделении к уничтожению не переносится – данные обстоятельства просто фактически проверяются сотрудниками бухгалтерии на данном этапе экспертизы ценности документов. А экспертная комиссия организации, рассматривая годовые разделы описей и акт4 на своем заседании, осуществляет таким образом контроль за проведением экспертизы ценности документов в делопроизводстве.

Пример 2. Фрагмент акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению (в 2026 г. здесь отражены документы из номенклатуры дел 2020 г., показанной в Примере 1)

Ну а третий этап экспертизы ценности происходит уже в архиве организации, когда решается вопрос о подготовке дел к передаче на хранение в государственный или муниципальный архив, если организация является источником его комплектования.

Сноски 3

  1. Далее – Правила 2015 г. Вернуться назад
  2. По крайней мере не ранее 2026 года, т.к. для документов, законченных делопроизводством в 2020 г., первым годом исчисления срока хранения будет 2021 г., а пятым – 2025 г., поэтому начиная с января 2026 их можно выделять к уничтожению. Вернуться назад
  3. На основании акта, составленного в бухгалтерии, служба делопроизводства в 2026 году будет готовить сводный акт для рассмотрения на заседании экспертной комиссии организации. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Отдельная опись для конфиденциальных дел

На конфиденциальные дела постоянного хранения надо оформлять отдельную опись дел для их передачи в архив? Как ее назвать и нумеровать? Кто должен это делать? Или же все-таки включать такие дела в основную опись дел постоянного хранения, сделав отметки о грифе ограничения доступа к данным делам? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Ассортимент действующих стандартов по управлению электронными документами

Предлагаем вам справочный материал по действующим отечественным стандартам. Вы увидите, какие ГОСТы можно использовать уже сейчас: для обеспечения долговременной сохранности электронных документов в информационной системе; для конвертации документов из одного формата в другой и для миграции из одной программно-аппаратной среды в другую; для обмена электронными сообщениями между разными СЭД; для цензурирования информации при ее раскрытии, чтобы соблюсти конфиденциальность и др. Все 8 описываемых ГОСТов являются адаптированным переводом международных разработок и содержат лучший мировой опыт.

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих обязательных учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Акты: оформляем по правилам ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендаций

Объясняем особенности оформления актов с восполнением пробелов Методических рекомендаций к ГОСТ Р 7.0.97-2016 и исправлением их ошибок. В статье дан 21 пример оформления отдельных реквизитов и фрагментов акта для различных ситуаций, а также 3 образца целых актов (один составлен комиссией, другой – без образования комиссии в присутствии коллег, а третий – представителями разных организаций). Показали лучшую практику формализации текста акта, которая поможет вам разработать его бланки, а также электронные шаблоны актов в информационной системе.

Сроки хранения договоров: теория и интересная практика (часть 1)

Где можно найти сроки хранения договоров. Какая специфика есть у акционерных обществ. Сроки хранения договоров, соглашений, контрактов, разбросанные по всему Перечню управленческих документов 2020 г., мы собрали в таблицу. Прокомментировали, как изменились сроки в действующем Перечне по сравнению с предыдущим 2010 г. Как определить срок хранения, если нужного вам договора в действующих Перечнях не нашлось. Примеры определения сроков хранения у договоров «двойного назначения». Когда договор считается законченным делопроизводством, чтобы со следующего года можно было начать исчислять его срок хранения. Эти аспекты мы рассмотрели в 1-й части очень подробной статьи, которую публикуем в этом номере журнала.

Оформляем акты на уничтожение документов

В каком порядке в структурных подразделениях выявляются документы для уничтожения? Как описать в акте черновики, проекты и лишние экземпляры? Как составить сводный акт по организации о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению? Какие графы таблицы и реквизиты в утвержденной форме акта не нужно заполнять, если ваша организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, а также если к уничтожению выделяются документы подразделений, еще не сданные в архив организации? Факт уничтожения нужно документировать отдельно. Какие варианты оформления при этом возможны?