Top.Mail.Ru

Эмодзи в мессенджере признан официальным ответом на предложение контрагента

Ведение деловой переписки в социальных сетях – весьма распространенное явление современной жизни. Использование привычных для такого общения передающих эмоции смайликов (также известных как эмодзи или эмотиконы) иногда приводит к спорам и выяснению отношений в судах.

Арбитражный суд Краснодарского края в апреле 2023 года рассмотрел дело № А32-36944/2022, в котором ключевым для принятия решения по спору двух индивидуальных предпринимателей (ИП) стал вопрос о том, достаточно ли в переписке по WhatsApp при согласовании цвета автофургона поставить эмодзи 👍 в качестве одобрительного ответа, не написав кроме него ни слова.

Как развивались события:

  • В марте 2022 года между двумя ИП был заключен договор купли-продажи мобильного киоска стоимостью 685 тыс. руб. c условием осуществить отгрузку до 30.06.2022.
    В соответствии с п. 1.3 договора цвета нижней и верхней части киоска должны были быть комбинированные и сторонам следовало утвердить их посредством дополнительного соглашения.
    Согласно п. 5.4 договора стороны признавали юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи, среди которых были названы: электронная почта с указанными в договоре адресами сторон, а также телефонные номера (используемые в приложении WhatsApp).
  • Покупатель передал продавцу аванс в размере 480 тыс. руб. Получение денежных средств было подтверждено распиской.
  • Продавец киоска утверждал, что он многократно предлагал покупателю утвердить цвета нижней и верхней части киоска путем подписания дополнительного соглашения во исполнение п. 1.3 заключенного договора.
  • А покупатель утверждал, что данный вопрос был согласован перепиской по WhatsApp с 5 по 11 апреля 2022 года, где на письменное предложение продавца «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» покупатель ответил без слов одним лишь эмодзи 👍.
  • После этого продавец не отгрузил товар в срок, и покупатель потребовал вернуть аванс. Не получив деньги обратно, покупатель пошел в суд.

Данное дело прошло несколько судебных инстанций, каждая из которых вставала на сторону покупателя, подтверждая тем самым, что картинки-эмодзи в качестве ответа по WhatsApp вполне достаточно для выражения согласия с написанными предложениями :)

Конечно, продавец пытался аргументировать, что этого было недостаточно:

  • Даже в случае принятия судом электронного волеизъявления, оно должно быть выражено явно. Эмодзи допускают слишком большой спектр интерпретаций, и в законодательстве нашей страны не наделены юридической силой.
  • Кроме того, из предоставленной переписки нельзя однозначно установить все то, что следовало уточнить в дополнительном соглашении к договору:
    • в какой части кузова и какого размера должна быть желтая полоска?
    • желтая полоска должна быть одна или несколько?
    • горизонтальная или вертикальная желтая полоска?
    • на каком белом фоне (белый цвет имеет множество оттенков)?

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в июне 2023 года ответил на эти аргументы сопоставлением действий сторон, т.е. в каком порядке кто что делал:

  • Стороны не заключили дополнительное соглашение в соответствии с пунктом 1.3 договора. Но это не лишало покупателя права требовать возврата денежных средств за непереданный в срок товар.
  • Дополнительное соглашение должно было быть заключено до 30.04.2022. Однако продавец не предлагал заключить его в виде отдельного документа до 13.07.2022, и соответствующее уведомление было направлено им после истечения срока на поставку товара и после получения претензии покупателя о возврате денежных средств.
  • Из представленной в материалы дела переписки в WhatsApp следовало, что с 5 по 11 апреля 2022 года стороны обсуждали цвет и размеры киоска. 6 апреля 2022 года продавец написал: «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» и получил в ответ от покупателя в виде эмодзи. В последующей переписке продавец значение данного ответа не уточнил, из чего следовало, что он воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения.

В итоге с продавца киоска взыскали уплаченный покупателем аванс в размере 480 тыс. руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Практика признания смайликов в электронной переписке в качестве доказательств выражения воли и позиции сторон достаточно распространена в ряде стран, особенно в странах англосаксонского права. Теперь и в российской судебной практике появился такой прецедент.

Для нас всех это означает только одно: при ведении деловой переписки мы должны понимать и учитывать, что любой смайлик, добавленный нами при общении с контрагентами в электронное сообщение, имеет вес.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Использование электронной подписи и МЧД в вопросах и ответах

09.04.2024 прошел онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД», организованный журналом «Делопроизводство и документооборот на предприятии» и сайтом delo-press.ru. Мы пригласили для выступления ведущих экспертов. А сейчас предлагаем вам ответы на уточняющие вопросы слушателей семинара, которые дали спикеры во время мероприятия (при публикации в журнале мы дополнили их ссылками на нормативную базу и расширили аргументацию).

Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях

С 1 июля 2024 года изменится порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц в организациях финансового сектора. Объясняем, каких именно организаций и чьих обращений это коснется. Для 2 типов организаций (Банка России и его подопечных – кредитных организаций) рассматриваем новый порядок работы подробно: с цитатами из нормативной базы и примерами расчета сроков как для отдельных «телодвижений», так и всего процесса в целом. Напоминаем, на кого распространяется общий порядок работы по закону об обращениях граждан, который действует уже давно. Расчет сроков по нему тоже показываем на примере.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?