• Журнал «Юридический справочник руководителя» декабрь 2012
  • Рубрика Процессуальные аспекты

Разрешение споров в претензионном порядке

  • 0 комментариев
Увеличение численности судейского корпуса, повышение объема рассматриваемых в судах дел наглядно свидетельствуют об огромном количестве споров, возникающих между компаниями. Причинами, как правило, становится ненадлежащее исполнение обязательств, которое сегодня, увы, не редкость. Впрочем, для разрешения разногласий совсем не обязательно каждый раз доводить дело до суда. Существует масса других альтернативных способов: третейское разбирательство, услуги посредника (медиация), примирительные процедуры и т.д. Одним из инструментов досудебного разрешения споров является претензионный порядок.


Претензионный порядок является по сути альтернативным (внесудебным) способом уладить разногласия, которые возникли между контрагентами. Причем во многих случаях каких-либо особых примирительных процедур и не потребуется: сам факт получения претензии может подействовать на провинившегося контрагента и он предпочтет не доводить дело до судебного разбирательства. В каких случаях соблюдение претензионного порядка является обязательным? Как правильно составить претензию? Примет ли суд иск, если нет подтверждения того, что ответчик получил претензию? Можно ли в договоре предусмотреть обязательность соблюдения претензионного порядка только для одной из сторон? Ответам на эти вопросы посвящена статья.

С образцом претензии можно ознакомиться в статье Л. Донских «Новые правила перевозки грузов автотранспортом» в журнале № 8’ 2011

Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение претензионного порядка является обязательным, если он:

  • установлен федеральным законом;
  • предусмотрен договором.

Если обязательный претензионный порядок не будет соблюден, то суд оставит иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Сведения о соблюдении претензионного порядка, если он предусмотрен законом или договором, в обязательном порядке указываются в исковом заявлении (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

По понятиям

Развернутое определение претензионного порядка изложил ФАС Волго-Вятского округа в одном из своих постановлений.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.2009 по делу № А28-5836/2009-221/2

... Претензионный порядок урегулирования спора подразумевает особую (письменную) примирительную процедуру урегулирования спора самими спорящими сторонами, осуществляемую посредством предъявления претензии и направления ответа на нее.

Под претензией следует понимать требование заинтересованного лица, направленное непосредственно контрагенту, об урегулировании спора между ними путем добровольного применения способа защиты нарушенного права, предусмотренного законодательством. Претензия – это письменный документ, содержащий четко сформулированные требования (например, изменить или расторгнуть договор, исполнить обязанность, оплатить задолженность или выплатить проценты и т.д.), обстоятельства, на которых основываются требования, доказательства, подтверждающие их (со ссылкой на соответствующее законодательство), сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке) и иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Тематика:

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.