• Журнал «Юридический справочник руководителя» май 2015
  • Рубрика Процессуальные аспекты

Как защититься от потребительского терроризма

  • 0 комментариев
  • 16 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Как известно, на страже интересов потребителей стоят не только различные государственные органы (Роспотребнадзор, полиция, прокуратура), но и специализированные общества, которые устраивают свои собственные «проверки». Причем для таких обществ выявление нарушений со стороны компаний – доходный бизнес. Разберемся, можно ли защититься от таких «проверяющих».


Не секрет, что проверки разнообразных контролирующих органов – головная боль для любого бизнеса. Но помимо проверяющих из государственных органов компаниям также приходится иметь дело с обществами по защите прав потребителей, которые устраивают свои собственные «проверки». Расскажем, как ­компании могут защитить себя от таких «проверяющих».

За счет чего они живут

Для обществ по защите прав потребителей (далее – общества) проведение «проверок» и выявление нарушений со стороны компаний является собственным доходным бизнесом. Чем больше у них выигранных судебных дел, тем больше денег они смогут получить с проигравших компаний. Это связано с тем, что 50% от всех присужденных в пользу потребителей денежных сумм поступают на счет обществ в виде штрафов. Взыскиваются они в случаях, когда компания отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – Закон № 2300-1).

Соответственно, чем выше сумма исковых требований потребителя к компании, тем большую сумму в качестве штрафа общество может отсудить в свою пользу. Базой для его расчета выступают все присужденные в пользу потребителя суммы: предоплата, неустойка, штрафные ­проценты, компенсация убытков, морального вреда и др.

Общества могут выступать в защиту прав потребителей, которые к ним обращаются за помощью, в самых различных сферах: от мелких бытовых покупок до кредитования и страхования. Иными словами, общества могут «работать» в различных сегментах потребительского рынка. Часто они занимаются защитой прав потребителей не в одной, а сразу в нескольких сферах (разумеется, при наличии необходимых ­материальных ресурсов, штата сотрудников).

Нет нарушений – нет и расходов

Чтобы избежать начисления штрафа и не давать зарабатывать обществам, компаниям не следует нарушать права потребителей – своих клиентов. Кроме того необходимо реагировать на все их обращения, своевременно предоставлять ответы, не ­доводить возникающие конфликты и разногласия до суда.

Следует учитывать, что общество может получить с компании только штраф, и ничего больше. Если в ходе рассмотрения дела выяснится, что оснований для взыскания штрафа нет, общество потеряет интерес к делу и, возможно, откажется от иска. В такой ситуации компания сможет взыскать с общества расходы на оплату услуг представителя. На этот счет в судебной практике отмечается, что прекращение производства по делу в связи с отказом от иска дает ответчику право требовать возмещения понесенных им ­судебных издержек (определение ВС РФ от 26.03.2013 № 53-КГ12-18).

Расходы на юристов не компенсируются

Общество для представления своих интересов в суде может привлечь адвоката или иного представителя, однако расходы на оплату их услуг в состав судебных расходов включить не сможет. Причина в том, что общество, защищая права потребителей, действует бесплатно (ст. 45 Закона № 2300-1).

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.