• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» август 2008
  • Рубрика Технологии эффективности

Как построить систему обучения

  • 0 комментариев
В нашем журнале мы уже затрагивали вопрос необходимости обучения персонала. И вряд ли кто-то скажет, что в развитии и обучении совершенно нет нужды. Так как же построить систему обучения? Может, пригласить специалистов «со стороны»? Но тогда можно «нарваться» на недобросовестного преподавателя и не получить ожидаемой отдачи от обучения. Значит, лучше организовать тренинги собственными силами? Но кто будет выступать в роли преподавателей? И насколько дорогостоящим окажется этот вариант? Основные нюансы организации системы обучения, а также рекомендации по ее построению автор привел в данной статье.


Не будет преувеличением сказать, что обучение – это неотъемлемая часть бизнеса. Расцвет компании, ее развитие всегда связаны с получением сотрудниками новых знаний. Когда предприниматель открывает свое дело, он постоянно чему-то учится: учится принимать на работу персонал, заключать договоры, решать различные вопросы с внешними контролирующими организациями… Соответственно, компании, начинающей грандиозный проект, требуется «свежая кровь», то есть сотрудники, соответствующие более сложным изменившимся требованиям, способные и желающие обучаться новым знаниям, открытые к переменам и опыту. А вот когда организация перестает учиться – это верный признак того, что она «умирает».

В настоящее время обучение в компаниях строится по-разному, потому что у руководителей фирм, по мере развития бизнеса возникают различные мнения по поводу того, чем же является процесс обучения персонала и какое место он занимает в жизни организации.

Одно из направлений корпоративного обучения в организациях – обучение для специалистов, обязанных проходить подготовку или переподготовку в связи с государственными требованиями. Это бухгалтеры, фармацевты, медицинские работники, техники, продавцы определенных видов товаров (например, операторы АЗС) и другие. В большинстве случаев в организациях не уделяют особого внимания такому виду обучения, относясь к нему как к «неизбежному злу», поскольку оно связано чаще всего с получением лицензий, разрешений, различных сертификатов и льгот.

Другое направление подготовки персонала – обучение сотрудников знаниям и навыкам, необходимым для выполнения новых задач, возникающих перед ними. Это в большинстве своем тренинги и семинары, на которые специалистов отправляют учиться сотрудники HR-департаментов.

Отношение к процессу обучения персонала у руководителей подразделений, как правило, очень неоднозначное. С этим приходится сталкиваться менеджерам по персоналу, ответственным за обучение в компании. С одной стороны, руководители среднего звена приветствуют инициативу работников HR-служб по организации обучения для сотрудников организации, а с другой – не всегда охотно участвуют в мероприятиях по подготовке персонала и стажировках, считая эту деятельность обязанностью лишь кадровиков. Это происходит потому, что обучение не стало неотъемлемой частью работы руководителей среднего уровня и одним из необходимых процессов управления качеством. Задача руководителя предприятия и кадровой службы – сделать так, чтобы подготовка персонала носила целостный характер и пронизывала все уровни: от рядового исполнительского звена до топ-менеджеров.

Корпоративное обучение: взгляд специалиста

Если спросить обычного человека, не связанного с преподаванием или учебно-методической работой, какие ассоциации возникают у него при слове «обучение», то он, скорее всего, будет вспоминать бесконечные лекции и семинарские занятия в вузе, уроки в школе, зачеты, контрольные работы и экзамены. А ведь по сути обучение – это способ передачи информации от одного человека другому или от одного человека группе других людей. Во время этой передачи информации обучаемый должен усвоить определенное количество знаний, умений и навыков.

Знания – это владение информацией о том или ином явлении, процессе (например, технологии продаж). Умения – способность выполнять некоторое действие по определенным правилам (например, способность продавать). А навыки – это доведенные до автоматизма умения решать тот или иной вид задачи (когда обученный может самостоятельно и эффективно продавать). Ничем другим обучение не является.

Пример 1
Свернуть Показать

В компании по производству мебели в адрес HR-службы поступил запрос на проведение обучения среди рабочих сборочных цехов. Директор по персоналу решил уточнить, в связи с чем должна проводиться подготовка персонала и встретился с исполнительным директором. В ходе беседы выяснилось, что учить рабочих необходимо потому, что они стали «менее дисциплинированы, ленятся, хуже работают и учить их надо всему вообще».

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.