• Журнал «Юридический справочник руководителя» июль 2011
  • Рубрика Процессуальные аспекты

Предъявляем претензию перевозчику

  • 0 комментариев
  • 81 просмотр
Как показывает практика, порядок урегулирования разногласий с перевозчиками традиционно вызывает массу вопросов. Чтобы не перегружать суды спорами, вытекающими из договоров перевозки (автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом), законодательством предусмотрен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования проблем с транспортными организациями. Рассмотрим, как необходимо действовать в случае возникновения разногласий с перевозчиком.


В большинстве случаев компания может не предъявлять претензию контрагенту, а сразу обратиться с аналогичным требованием в суд. Однако в некоторых случаях предъявление претензии до обращения в суд является обязательным. Без соблюдения претензионного порядка суд просто не примет иск.

Предъявление претензии обязательно, в частности, если спор возник из договора перевозки. Разберемся, в каком порядке нужно предъявлять претензии, вытекающие из договоров перевозки автомобильным, железнодорожным, внутренним вод­ным, морским и воздушным транспортом, а также из договоров транспортной экспедиции.

Претензией обычно называют требование, обращенное к контр­агенту, связанное с невыполнением им условий договора.

До предъявления перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК РФ). Эти уставы и кодексы устанавливают особенности претензионного порядка в зависимости от вида транспорта.

Перевозки автотранспортом

Ст. 39–42 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) предусматривают претензионный порядок рассмотрения споров, связанных с автомобильными перевозками.

Обратите внимание
СвернутьПоказать

В одних случаях предъявлять претензию, прежде чем обращаться в суд, обязательно, в других случаях это право, а не обязанность пострадавшей стороны (п. 1 и 2 ст. 39 УАТ). Предъявление обязательно, если нарушителем условий договора является перевозчик грузов. Можно не предъявлять претензию к:

  • перевозчику по договору перевозки пассажиров;
  • фрахтовщику (владельцу транспортного средства), нарушившему договор фрахтования (найма транспорта для перевозки).

В этих случаях пассажир и фрахтователь могут сразу обратиться в суд.

В п. 3 ст. 39 УАТ обозначен круг лиц, которые могут предъявить претензии. К ним относятся:

  • лица, которые заключили договор перевозки или фрахтования;
  • грузополучатели;
  • страховые компании, которые выплатили пострадавшей стороне возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком или фрахтовщиком своих обязательств.

Претензии можно предъявить только в течение срока исковой давности.

Срок давности составляет один год (ст. 42 УАТ). Его исчисляют со дня выдачи багажа или груза (при его недостаче, повреждении, порче или просрочке доставки) либо со дня признания груза или багажа утраченным.

Судебная практика
СвернутьПоказать

Грузоотправитель заключил в сентябре 2006 года договор перевозки груза с автотранспортным предприятием. В пункт назначения перевозчик доставил груз не в полном объеме.

В соответствии со ст. 796 и 797 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, принятого к перевозке, в размере его стоимости. В связи с этим в течение 2007 года грузоотправитель направил в адрес перевозчика несколько претензий, однако ответа на них не получил и обратился в суд с иском о взыскании ущерба.

Но суд в удовлетворении требований отказал, так как истец при подаче заявления в суд пропустил срок исковой давности. Согласно ст. 42 УАТ срок исковой давности составляет один год и исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного недостачей груза, со дня его выдачи. Грузоотправитель подал иск по истечении этого срока (постановление ФАС Уральского округа от 02.10.2008 № Ф097078/08С5).

Перевозчики (фрахтовщики) обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение 30 дней со дня получения соответствующей претензии (п. 1 ст. 40 УАТ).

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком (фрахтовщиком) претензии заявителя в уведомлении должно быть указано основание принятия такого решения со ссылкой на УАТ. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Предъявить иск к перевозчику (фрахтовщику) можно, если он:

  • не удовлетворит претензию;
  • удовлетворит претензию частично;
  • в течение 30 дней со дня получения претензии не ответит на нее.
Пример 1
СвернутьПоказать

Грузоотправитель заключил договор с перевозчиком. Груз выдан в месте назначения 20 апреля 2011 года. При этом была обнаружена недостача.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.