Долгое время суды при удовлетворении исковых требований юридического лица, связанных с защитой его деловой репутации, взыскивали с ответчика только убытки, но не компенсацию морального вреда. Сегодня подход судов к таким делам изменился. В статье освещаются концептуальные и практические проблемы защиты деловой репутации, причем не только с позиций права, но и экономики. Это очень важно, если вы решили привлечь к ответственности обидчика, причинившего вред деловой репутации вашей компании.
Организации крайне редко прибегают к судебной защите деловой репутации, сосредотачивая свое внимание на финансовых проблемах. Безусловно, суммы, взысканные с ответчика (убытки и компенсация морального вреда), могут не иметь решающего значения. Но не стоит забывать, что безупречная деловая репутация – залог будущей прибыли и успешной деятельности.Являясь нематериальным благом, репутация защищается в соответствии с ГК РФ (ст. 150 ГК РФ) и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения.
Подать в суд иск о защите деловой репутации вправе юридическое лицо, а также организация, не обладающая статусом юридического лица (речь идет об организациях, деятельность которых допускается законодательством, например, ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
В судебной практике редко возникает вопрос о возможности защиты деловой репутации организациями, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. Проблема появилась при толковании понятия «деловая репутация». Дело в том, что некоторые специалисты придерживаются мнения, будто репутация завоевывается делом; по этой причине они делают вывод о применимости указанного понятия только к субъектам предпринимательской деятельности, т.е. к участвующим в деловом обороте. В результате принятия такой позиции судом ряд субъектов был бы лишен возможности правовой защиты своей репутации. Об этом свидетельствует пример из судебной практики.
Ленинский народный суд г. Краснодара по делу № 2-301/2000 отказал Краснодарскому региональному отделению общественной политической организации в удовлетворении иска о защите деловой репутации, сославшись на то, что понятие деловой репутации в гражданско-правовом смысле применимо только к лицам, участвующим в деловом обороте, каковыми общественные организации не являются. Однако данное решение нельзя считать основанным на законе, поскольку в соответствии со ст. 150 ГК РФ такое благо, как деловая репутация, принадлежит всем – и юридическим лицам, и гражданам без каких-либо оговорок относительно обязательности их участия в деловом обороте.
В какой суд обращаться
Пунктом 5 ч. 1 ст. 33 АПК РФ установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом указанные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, кем являются участники правоотношений, из которых возникло требование: юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, иными организациями или гражданами. Исходя из этого, дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции.
Если же сторонами спора о защите деловой репутации являются юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции.
Таким образом, при решении вопроса, в какой суд подавать исковое заявление, необходимо определить, в какой сфере возник спор: если в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности – обращаться следует в арбитражный суд; если в иной сфере – в суд общей юрисдикции.
Досудебный порядок урегулирования спора
Законом не предусмотрено обязательное предварительное (т.е. до подачи иска в суд) обращение к ответчику с требованием об опровержении не соответствующих действительности порочащих сведений. Предварительное обращение не требуется и тогда, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены сведения. Вместе с тем закон не препятствует добровольному соблюдению истцом досудебного порядка. Лицо, в отношении которого были распространены порочащие сведения, не соответствующие действительности, вправе обратиться с требованием об опровержении таких сведений непосредственно к их автору и лицу, их распространившему. В случае отказа указанных лиц от удовлетворения требований отказ может быть обжалован в суд.
Кто является ответчиком
Надлежащими ответчиками по искам о защите деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.
Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении сведений без обозначения автора надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, то есть организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации.
Если редакция средства массовой информации не зарегистрирована как юридическое лицо, то к участию в деле в качестве ответчика может быть...