Top.Mail.Ru
Автор объясняет, в чем заключается это мероприятие, когда к вам могут прийти, как вы сами можете запросить визит инспектора, а также показывает образцы заявления о проведении профилактического визита ГИТ и акта о профвизите.

В условиях моратория на проверки ГИТ может проводить профилактические визиты. В прошлом году она провела 120 тысяч профвизитов, 10% из которых было по просьбе самих работодателей.

В чем заключается профвизит

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи1. Порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита инспекторами ГИТ в настоящий момент регулируются Положением.

Инспектор в ходе профвизита:

1) информирует работодателя:

  • об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля;
  • их соответствии критериям риска;
  • основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска;
  • видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;

2) может осуществлять сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска;

3) может консультировать работодателя по вопросам:

  • организации и осуществления государственного контроля (надзора);
  • порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • гарантий и защиты прав работодателей;
  • эффективных средств и методов соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
  • исполнения решений контрольных (надзорных) органов.

Когда профвизит обязателен

По общему правилу профилактические визиты обязательными не являются. Работодатель может отказаться от визита инспектора. Сделать это можно, уведомив ГИТ не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения2. Стоит отметить, что работодатели не рискуют отказываться от профилактических визитов, в том числе из-за боязни встречи с инспектором уже в рамках проверки, ведь всем понятно, что мораторий не продлится вечно, да и распространяется он только на плановые проверки.

Вместе с тем в некоторых случаях сделать это не удастся. Во-первых, профвизиты обязательны для следующих работодателей:

  • отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
  • приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень производственного травматизма, сопровождающегося тяжелыми повреждениями здоровья либо смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.

Во-вторых, отказаться нельзя от профвизита, если он запланирован по поручению Президента РФ, председателя Правительства РФ, его замов3. Причем профвизиты могут быть назначены не конкретной организации, а в отношении группы компаний, например, в строительной отрасли.

В-третьих, профвизиты обязательны для государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска4.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения5. Форма уведомления о проведении профилактического визита утверждена приказом Роструда от 14.03.2023 № 53. Также узнать, есть ли организация в планах профвизитов ГИТ на текущий год, можно на сайте соответствующей инспекции в разделе «План проверок»6 (хотя далеко не на каждом сайте есть эта ценная информация). Например, в перечне работодателей, подлежащих обязательным профвизитам в 2023 году в Челябинской области, указано 283 организации и предпринимателя.

Как пригласить инспектора

Также у работодателя есть возможность пригласить инспектора ГИТ для профвизита. Для этого надо подать заявление в территориальную инспекцию. Его форму можно найти на сайте инспекции, в разделе «информация для работодателей»7. В заявлении следует указать:

1) реквизиты работодателя (наименование организации, ОГРН, ИНН, адрес место нахождения и электронный адрес);

2) в каком виде требуется профвизит (в очной форме, по месту осуществления деятельности юридического лица или посредством использования видео-конференц-связи);

3) желаемую дату проведения профилактического визита (она должна быть не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого начала проведения профилактического визита);

4) планируемые задачи мероприятия и темы вопросов. В форме заявления перечислены следующие:

  • консультирование по вопросам, связанным с организацией и порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
    • о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий – ​о документарных и выездных проверках;
    • периодичности проведения плановых проверок, исходя из отнесения к соответствующей категории риска;
    • соответствии организации критериям риска;
    • основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска;
    • основаниях проведения внеплановых проверок, исходя из утвержденных индикаторов риска нарушений обязательных требований;
    • порядке принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
    • порядке обжалования решений контрольного (надзорного) органа;
    • информирование о нормативных правовых актах, регламентирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора);
  • информирование о нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования, подлежащие оценке при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Приведем образец заполнения заявления о проведении профилактического визита ГИТ (Пример 1).

Пример 1. Заявление о проведении профилактического визита государственной инспекции труда

Проведение профвизита и его итоги

Профвизит представляет собой беседу инспектора и представителя работодателя. Это не обязательно должен быть руководитель компании. Проводиться профвизит может, как мы говорили, по месту осуществления деятельности работодателя или по видео-конференц-связи. В уведомлении о проведении профвизита будет указан избранный способ. Если это онлайн-формат, то там же будут даны ссылки для подключения к конференции. Чаще всего инспекторы выбирают именно этот способ. Причем профвизит в таком случае совсем не означает тет-а-тет с инспектором, на конференции могут присутствовать сразу несколько работодателей.

Срок проведения профилактического визита не может превышать 8 часов8. За это время беседа должна быть завершена.

В ходе профвизита инспектор ГИТ может дать разъяснения, которые носят рекомендательный характер. Поскольку мероприятие профилактическое, то предписание по его итогам не выдается, а вот предостережение вполне может «прилететь» от инспектора ГИТ, причем неважно, обязательный это профвизит или нет9. Напоминаем, что на предостережение работодателю отреагировать придется. Если компания согласна с претензиями в документе, то уведомляет ГИТ о его исполнении. Если же не согласна, то в ГИТ необходимо направить возражение.

Также стоит знать, что если в ходе обязательного профилактического визита будут установлены нарушения, представляющие явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, то проверки не миновать. Кстати, возбуждать административные дела по результатам обязательного профилактического визита нельзя, поэтому найденные нарушения станут основанием для назначения внеплановой проверки.

По результатам профвизита инспектор составит подробный акт (форма утверждена приказом Роструда от 14.03.2023 № 53), т.е. мероприятие не пройдет бесследно как для инспектора, так и для работодателя. Приведем пример акта профилактического визита, составленного на основе реальной ситуации (все персональные данные изменены) (Пример 2).

Пример 2. Акт профилактического визита

Сноски 9

  1. Часть 1 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 №  248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ​Закон № 248‑ФЗ); п. 31 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 (далее – ​Положение). Вернуться назад
  2. Часть 6 ст. 52 Закона № 248‑ФЗ. Вернуться назад
  3. Пункт 11(5) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – ​Постановление № 336). Вернуться назад
  4. Пункт 11(4) Постановления № 336. Вернуться назад
  5. Часть 5 ст. 52 Закона № 248‑ФЗ. Вернуться назад
  6. См., например, на сайте ГИТ в Челябинской области (https://git74.rostrud.gov.ru/profilaktika_narusheniy/5_plan_obyazatelnykh_profilakticheskikh_vizitov/2023/). Вернуться назад
  7. См., например, на сайте ГИТ в г. Москве (https://git77.rostrud.gov.ru/dey/informatsiya_dlya_rabotodateley/profilakticheskiy_vizit/). Вернуться назад
  8. Пункты 31 и 33 Положения. Вернуться назад
  9. Часть 8, 9 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248‑ФЗ. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Когда можно провести служебную проверку сотрудника со сменным режимом работы?

Работнику установлен сменный режим работы. В какое время сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка (процедура предусмотрена в ЛНА), можно пригласить на комиссию по проведению проверки?

Ведем реестр НПА в области охраны труда

Изменения в ТК РФ, вступившие в силу в 2022 году, обязывают работодателя вести реестр (перечень) нормативных правовых актов (НПА), которые содержат требования охраны труда, а также обеспечить работникам доступ к указанным документам. Многие специалисты по охране труда отреагировали на новую обязанность весьма негативно, ведь это дополнительная нагрузка. Автор комментирует, в чем именно заключаются новые требования. Достаточно ли сделать распечатки НПА и расположить их на видном месте? Или нужно обеспечить сотрудникам доступ к справочно-правовой системе на их компьютерах? Узнаете и о том, какие плюсы для работодателя влечет наличие подобного реестра. Получите рекомендации, как его можно усовершенствовать, а также образцы приказов об утверждении реестров и оформления самих перечней (в зависимости от конкретной ситуации).

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.