Top.Mail.Ru

Наказать рублем, или Когда депремирование будет законным

Работник, как экономически более слабая сторона трудовых правоотношений, в большей степени зависит от работодателя, чем работодатель от него. Но власть последнего не безгранична. Одно из ограничений его свободы действовать по своему усмотрению – ​запрет штрафовать работников за нарушение трудовой дисциплины. Вместе с тем до суда регулярно доходят дела, когда работники оспаривают штрафы, наложенные работодателями. Причем исход таких судебных разбирательств зависит от многих обстоятельств. Авторы делятся опытом, как наказать работника рублем и не нарушить закон. В статье даются формулировки для ЛНА, с помощью которых можно обоснованно не платить сотрудникам премии. Говорится и о тех, которых лучше избегать. Узнаете про законопроект, согласно которому предлагается добавить депремирование к видам дисциплинарных взысканий.

Штраф как дисциплинарная ответственность

В ч. 4 ст. 192 ТК РФ прямо предусмотрено, что не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. За нарушение данной нормы ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность как для работодателя, так и для его должностных лиц.

Кроме того, работник может обратиться в суд с иском к работодателю о взыскании всех не полученных или незаконно удержанных с него денежных сумм с начислением на них процентов, а также поставить вопрос о взыскании компенсации морального вреда (ст. 236–237 ТК РФ). Сам работник от уплаты госпошлины за обращение в суд освобожден, а вот на работодателя в дальнейшем, даже если он выиграет судебный спор, могут в нагрузку отнести еще и судебные расходы по делу (ст. 392 ТК РФ и ст. 98 ГПК РФ).

Как показывает практика, многие работодатели допускают нарушение трудовых прав работников и применяют штрафы, причем не в завуалированной, а прямой форме, упрямо называя вещи своими именами. В этом случае нарушение императивного запрета, установленного ч. 4 ст. 192 ТК РФ, является очевидным. Суды работодателей в таких ситуациях не поддерживают.

Судебная практика

Работник, трудившийся в должности помощника председателя арбитражного третейского суда, получил приказ о наложении на него штрафа за нарушение порядка ведения документооборота. Признавая незаконным приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде штрафа, суд исходил из того, что в соответствии с ч. 4 ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Перечень установленных трудовым законодательством видов дисциплинарных взысканий, приведенный в ч. 1 ст. 192 ТК РФ, не содержит такой меры дисциплинарного воздействия, как штраф, поэтому ее применение противоречит закону. Интересно, что работник просил суд о взыскании с работодателя суммы штрафа, но суд это требование отклонил. Из материалов дела следовало, что приказ исполнен не был, и из заработка истца денежные средства не удерживались (апелляционное определение Московского городского суда от 24.04.2017 № 33-12197/2017).

Не депремирование, а отсутствие права на премию

Вместе с тем нельзя сказать, что работодатель никак не может наказать работника рублем. Это возможно, но только при условии, что в компании существует премиальная система оплаты труда и ее применение надлежащим образом оформлено. Она позволяет работодателю более эффективно управлять персоналом, который напрямую заинтересован в результатах своей работы.

Однако надо понимать, что премия – ​это одновременно и стимулирующая выплата, и составная часть зарплаты (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Поэтому просто так не выплачивать ее работнику нельзя. Необходимо, чтобы правила премирования были четко определены, в т. ч. должно быть прописано, на каком основании у работника возникает право на премию (или не возникает).

Кроме того, в ЛНА лучше прямо указывать, что выплата премии не обязанность работодателя, а его право осуществлять стимулирование работников. Чиновники рекомендуют прописать, что «премия – ​не гарантированная выплата, ее размер не фиксированный, работодатель может принять решение о выплате в зависимости от оценки результатов труда и финансово-хозяйственных результатов» 1. Поэтому, если сотрудники работают менее эффективно, не выполняя заявленные показатели или результаты их труда не соответствуют заранее установленным критериям, работодатель законно может:

  • уменьшить размер причитающейся им премии...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Как оплачивается время отсутствия сотрудника на работе по вызову суда?

Работника вызвал мировой судья повесткой в суд в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении. Подлежит ли оплате время отсутствия сотрудника на работе?

Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение

Не все работодатели знают, как правильно воздействовать на злостных нарушителей этических норм, оставаясь при этом в правовом поле, чтобы в последующем не нарваться на претензии со стороны проверяющих, не быть втянутыми в судебные тяжбы (а если все-таки придется оказаться в суде, как выйти из процесса победителем). Авторы объясняют на конкретных примерах, какие документы нужно оформить работодателю, чтобы наказать сотрудника за несоблюдение им правил этики, какова позиция по этому вопросу у Роструда и Минтруда России. Приводят образцы формулировок, которые понадобится заранее включить в локальные нормативные акты, чтобы минимизировать риски как привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности, так и трудовых споров (показаны примеры их разрешения в пользу работодателей и работников).

Дисциплинарная ответственность и депремирование: необычные основания

На практике случается, что работников привлекают к дисциплинарной ответственности (в том числе увольняют) или снижают им размер премий по, казалось бы, надуманным поводам: не убрался на рабочем месте, ходил в свитере вместо униформы, отвлекал других от работы и т.п. Что это: самодурство руководства или обоснованные претензии? Как суды смотрят на такое? Анализируем примеры из судебной практики и делаем выводы, за что и при каких не совсем стандартных обстоятельствах сотрудника можно наказать, какие документы для этого необходимы, а когда ответные действия работодателя будут считаться необоснованными.

Разный оклад по одной должности: судебная практика

На практике встречаются ситуации, когда работодатель устанавливает разные оклады по одинаковой должности (профессии): вводит «вилку» окладов в штатное расписание и (или) просто в индивидуальном порядке прописывает в трудовых договорах оклад каждому работнику. Законно ли это? Как суды в последнее время смотрят на практику установления различных окладов по одной и той же должности (профессии)? Ответим на эти и связанные с ними вопросы в статье.

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Оплата больничного по гражданско-правовому договору

По общему правилу, с 2023 года лицам, с которыми компания заключила гражданско-правовые договоры, необходимо оплачивать больничные листы. Всегда ли полагается оплата и всем ли исполнителям (подрядчикам, авторам и пр.) по таким договорам? За какие периоды нетрудоспособности? В каком порядке обращаются за выплатами? Как и когнда следует оплачивать дни нетрудоспособности? Какие документы требовать от нетрудоспособного? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы.