Top.Mail.Ru
Где хранить подлинники и электронные копии типовых и индивидуальных должностных инструкций работников: в каких подразделениях и каких делах? Сколько их хранить? Включать ли в личные дела? По какой описи передавать в архив подлинники и электронные копии в фонд пользования? Как оформлять заголовочную часть и гриф утверждения на типовых и индивидуальных должностных инструкциях? Как потом ссылаться на них в тексте других документов, если они утверждены приказом или просто подписью руководителя в грифе? Кто должен ознакомить работника с его должностной инструкцией?
Вопрос в тему
Куда: delo@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Как использовать действующие должностные инструкции и как организовать их текущее хранение? Кто должен ознакомить работника с его должностной инструкцией?

Это зависит от того, индивидуальные или типовые должностные 1 инструкции вы разрабатываете для категорий работников вашей организации, какова система разграничения полномочий между кадровой службой и руководителями структурных подразделений, осуществляющими непосредственную расстановку сотрудников в соответствии с их специальностью и квалификацией.

Например, распространен следующий вариант построения системы работы с документами по личному составу, при котором проекты должностных инструкций разрабатываются руководителями структурных подразделений, согласовываются в установленном порядке, а после утверждения хранятся централизованно в кадровой службе (см. в Примере 1 отметку «1» в кружке). В структурные подразделения передаются (или нет) только удостоверенные копии, которые формируются в отдельное дело и закрепляются номенклатурой дел структурного подразделения. Заголовок дела формулируется с указанием копийности документов: «Положение об отделе и должностные инструкции сотрудников. Копии»(в Примере 1 см. отметки «2»).

Пример 1. Дела с бумажными оригиналами и копиями должностных инструкций в номенклатуре дел

В данной системе за кадровой службой закрепляется обязанность ознакомить вновь принимаемого на работу сотрудника с должностной инструкцией и с иными локальными нормативными актами, соблюдение которых для сотрудника является обязательным, и получить его собственноручную подпись на оригиналах документов или на специально разработанных листах ознакомления, которые будут рассматриваться как неотъемлемая часть должностной инструкции и иного ЛНА.

В структурном подразделении руководитель знакомит сотрудников с их должностными инструкциями в плановом порядке и в порядке «напоминания» перед аттестацией, если ее проведение предусматривается Политикой управления персоналом (либо другим аналогичным по содержанию локальным нормативным актом) и проводится по графику. Ознакомление сотрудника с должностной инструкцией проводится также в случаях нарушения / несоблюдения им той или иной трудовой функции и иных требований, в случае трудового конфликта и т.п. В данных случаях собственноручные подписи сотрудников структурного подразделения оформляются на удостоверенных копиях их должностных инструкций.

В процессе экспертизы ценности должностных инструкций экспертная комиссия организации принимает решение о передаче в архив и сроке хранения:

  • или подлинников должностных инструкций из тех, что централизованно хранятся в отделе кадров,
  • или копий с отметками об ознакомлении из структурных подразделений, т.к. удостоверенные копии могут храниться на правах подлинника и на них может быть оформлено несколько отметок об ознакомлении нескольких сотрудников, что повышает их доказательную силу.

При применении СЭД или специализированной документной системы руководители структурных подразделений получают доступ к электронным копиям должностных инструкций своего подразделения и работают с ними. В зону ответственности руководителя входит поддержка их в актуальном состоянии, своевременное внесение в документы необходимых изменений и уточнений, подготовка к утверждению новых версий должностных инструкций. Сотрудники подразделений получают права доступа на «чтение» своих должностных инструкций, чтобы иметь возможность обратиться к тексту в любом необходимом случае, ведь документ должен «работать». См. Пример 2.

Пример 2. Дела с бумажными оригиналами и электронными копиями должностных инструкций в номенклатуре дел

В крупных организациях и организациях с территориально распределенной структурой в рамках функции управления персоналом может быть построена иная система. Руководители структурных подразделений (уровень филиала, подведомственного предприятия, департамента, самостоятельного главного управления), которые отвечают за организацию производственных, бизнес-процессов, административных процедур и расстановку кадров в соответствии со специальностью и квалификацией работников, получают право разрабатывать, утверждать и актуализировать ЛНА по управлению персоналом, в т.ч. и должностные инструкции.

В подразделениях работают с подлинниками, ответственные за делопроизводство в подразделениях обеспечивают контроль актуальности должностных инструкций, организуют процедуру ознакомления, получают собственноручные подписи сотрудников, вносят необходимые изменения и дополнения, организуют...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как в дочернем обществе ввести в действие ЛНА головной организации

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Как ознакомить работников с документами в бумажном или электронном виде

С какими документами (инструкциями, иными локальными нормативными актами, приказами и др.) следует ознакомить сотрудников под подпись. Кто этим может заниматься. Как регламентировать порядок ознакомления. Как это оформить на бумаге: на самом документе или листе ознакомления с ним; как можно оформить записи в журнале ознакомления со всеми необходимыми документами одного человека при его приеме на работу; как отражать ознакомление в журнале по другой логике – всех сотрудников со всеми необходимыми документами. Как фиксировать факт ознакомления в электронном виде: какие электронные подписи можно использовать; каковы правила для дистанционных работников с 2021 года; каковы правила для всех сотрудников, давших согласие на кадровый электронный документооборот с ними, с ноября 2022 года.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Личные дела и должностные инструкции работников в вопросах и ответах

Здесь собраны ответы на вопросы читателей о формировании личных дел работников, хранении и ознакомлении с должностными инструкциями: — в каком порядке коммерческой организации подшивать документы в личные дела? — где лучше хранить должностные инструкции и собирать подписи об ознакомлении с ними? — возможно ли принимать личные дела уволенных работников в архив в электронном виде?

Новые Правила делопроизводства для госорганов и органов местного самоуправления

Проанализируем содержание новых Правил по делопроизводству, которые вступили в силу 12 февраля 2020 года. Для кого они обязательны? На какие положения Правил стоит обратить особое внимание при актуализации своей Инструкции по делопроизводству? Какие упущения Правил придется восполнять самостоятельно? Обратите внимание на заложенную в Правилах систему распределения ответственности за организацию и ведение делопроизводства между службой делопроизводства, руководителями разного уровня и другими сотрудниками. Для претворения в жизнь недостаточно ее отражения в Инструкции по делопроизводству организации, может потребоваться актуализация кадровых документов.

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.