В 2017 году активизировалась практика взыскания обязательных платежей по налогам организаций (пеней, штрафов) с директоров и / или учредителей этих организаций из их личного имущества в порядке субсидиарной ответственности. Давайте разберемся, в каких случаях такое взыскание в принципе возможно, можно ли обезопасить себя от него, а также какие аргументы используют налоговые органы и руководящие организацией лица для защиты своей позиции.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В свою очередь, учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.
Зная этот постулат, нередко учредители (участники, а также генеральные директора) юридических лиц полагают, что они не отвечают по обязательствам такого юридического лица. Если компания не сможет рассчитаться с кредиторами, в том числе с бюджетом по уплате налогов и других обязательных платежей, ее можно будет признать банкротом и не платить по долгам (если имущества не хватит для удовлетворения требований всех кредиторов). Обанкротив и / или прекратив деятельность такой организации, никакой дополнительной ответственности учредители (руководители) нести не будут.
Но так ли это? Ответ на этот вопрос однозначный - нет. Такой формальный подход со стороны участников (руководителей) таит в себе риски. Учредители (руководители) нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество.
К кому могут «постучаться» налоговики за взысканием налоговых долгов компании
Законодатель последовательно ужесточает тренд, направленный на недопущение неисполнения юридическими лицами своих обязательств (в том числе налоговых). Так, недавно Президент подписал Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях». Закон принят в целях совершенствования и систематизации норм о субсидиарной ответственности. Теперь Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дополнен отдельной главой III.2 об ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве. Поправки усиливают ответственность контролирующих лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 61.11 Закона о банкротстве, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и / или бездействия контролирующего должника лица, оно несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
При этом понятие контролирующего лица расширяется. Таким лицом может быть признан не только непосредственно исполнительный орган (директор), учредитель (участник), но и иной «бенефициар» юридического лица, т.е. любые лица, которые могли определять действия должника и получать от этого выгоду. Арбитражный суд вправе признать лицо контролирующим по «иным основаниям», не указанным в законе (ст. 61.10 Закона о банкротстве). Обратите внимание: принятые поправки о субсидиарной ответственности контролирующих лиц применяются ко всем заявлениям в делах о банкротстве, поданным с 01 июля 2017 г.
Таким образом, контролирующими лицами, в частности, могут быть признаны финансовые директора, главные бухгалтеры организации либо иные лица, которые в силу имеющейся, например, доверенности могли совершать сделки от имени должника.
Важный момент. Поправки дают возможность освободить от субсидиарной ответственности лицо, если оно докажет, что осуществляло функции органа управления номинально, и только в том случае, если этот «номинальный» руководитель предоставит сведения о лице, фактически контролировавшем должника (п. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Сроки предъявления требований о субсидиарной ответственности
Начиная с г. 28 июня 2017 1 требования о субсидиарной ответственности к контролирующим организацию лицам налоговый орган вправе предъявить не только в деле о банкротстве, но и в течение трех лет после завершения конкурсного производства, а также после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью имущества должника для финансирования судебных расходов.
В измененном Законе о банкротстве срок давности возможного предъявления требований о субсидиарной ответственности увеличен до 10 лет со...